Формы внеурочной воспитательной работы

                                                    по духовно - нравственному  направлению:

-     Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны  и труда, «Уроки мужества»;

-     Выставки рисунков.

-     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

-     Встречи с участниками боевых действий;

-     Тематические классные часы;

-     Оказание помощи ветеранам Великой отечественной войны и труда.

-     Конкурсы рисунков.

-     Смотры военной  песни.

В моём классе по духовно - нравственному  направлению проводится: 

НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС "МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(руководитель Дмитриева Н.А.)

 

ПРОГРАММА надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств

у учащихся 1—4 классов общеобразовательной начальной школы

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и структура курса

Потребности социальной адаптации и самореализации лич­ности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к резуль­татам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представле­ния о фундаментальности образования - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться»1. Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и общества определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, само­воспитанию и саморазвитию2.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны, начи­ная с гуманистических идей Эразма Роттердамского, и получили свое развитие в педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и А. Дистервега, К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Д. Дьюи и М. Монтессори, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова ... Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической

_____________________

1 А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации».

2 Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ. - М.: Просвещение, 2010, с. 11-15.

реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития каждого отдельного человека и общества в целом.

 

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, нельзя, например, научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, форми­рование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.

2. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.

3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, уста­новление первичных связей с имеющимися способами.

4. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция.

5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музы­кальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информа­ции и работы с текстами и др. должны стать таким же предметом формирования и усвоения, как правила счета и письма, решения задач и примеров, орфографии и пунктуации.

Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое общеучебное и деятельностное умение, необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения соответствую­щего универсального учебного действия (УУД) при изучении различных учебных предметов;

2) осуществить его проблематизацию;

3) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения этого УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

4) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль и при необходи­мости - коррекцию;

5) организовать контроль уровня сформированности данного общеучебного умения.

Анализ этапов формирования универсальных учебных дейст­вий с позиций общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 4 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных школьных предметов, а для организации этапов 2, 3 и 5 необходимо введение нового надпредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем - для адекватного самоопре­деления, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Основной целью курса «Мир деятельности» (МИД) для 1-4 классов общеобразовательной школы является создание теоре­тического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и лично­стных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развиваю­щихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

ΙΙ.  Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познаватель­ных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необхо­димые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровож­дающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Действи­тельно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адек­ватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными спосо­бами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания комму­никативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся ин­струментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представ­ление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача ценностной линии - сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Учебный план курса предполагает выделение на изучение предлагаемого содержания 1 час в неделю во второй половине дня.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных занятий, а итоговый - на занятиях по курсу МИД. Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

2. Учебное содержание курса «Мир деятельности»

для 2 класса начальной школы

2 класс

1 ч в неделю, всего 34ч

Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов.  Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.

Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса,  способного решать различные задачи.

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные – и в этом наша сила.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (2 часа).

Резерв (8 часов).

Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения

Уметь различать знания и умения.

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.

Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь определять средства для открытия нового знания.

Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм анализа, уметь его применять.

Знать и принять на личностном уровне качества  целеустремленность и самостоятельность.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

3. Планирование курса «Мир деятельности», 2 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

 

1 четверть

9

 

1.

Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»

1

 

2.

Урок диагностики № 1

1

 

3.

Тема: «Домашнее задание делаю сам»

1

 

4.

Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец»                                                                  

1

 

5.

Тема: «Как исправить свою ошибку»

1

 

6.

Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»

1

 

7.

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

 

8.

Резерв (2 урока)

2

 

 

2 четверть

8

 

9.

Тема: «Учусь называть свое затруднение»

1

 

10.

Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

1

 

11.

Тема: « Я – автор, я – понимающий»

1

 

12.

Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

1

 

13.

Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»

1

 

14.

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

 

15.

Резерв  (2 урока)

2

 

 

3 четверть

10

 

16.

Тема: «Ставлю цель»

1

 

17.

Тема: «Ключи к новым знаниям»

1

 

18.

Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»

1

 

19.

Тема: «Личностные качества: целеустремленность в учебной деятельности»

1

 

20.

Тема: «Я знаю. Я умею»

1

 

21.

Тема: «Как выяснить, что я не умею»

1

 

22.

Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

1

 

23.

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

 

24.

Резерв  (2 урока)

2

 

 

4 четверть

7

 

25.

Тема: «Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности»

1

 

26.

Урок диагностики №2

1

 

27.

Тема: «Учусь анализировать»

1

 

28.

Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

1

 

29.

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

 

30.

Резерв  (2 урока)

2

 

         

 

4. Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1-4 классов начальной школы

1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» / Построение непрерывной сферы об­разования. Монография.. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е, Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2006.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

4. Сценарии уроков к курсу «Мир деятельности», 1 класс. (Рукопись.)

5. Дидактические материалы к курсу «Мир деятельности», 1 класс. (Рукопись.)

6. Презентации, аудио- и видеоматериалы к курсу «Мир деятель­ности», 1 класс.

7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных организационно-рефлексивных умений. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

Дополнительная литература:

8. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2002.

9. Агапов Ю.В. Системно-деятельностный подход к диагностике организационно-рефлексивных метапредметных умений / Под ред. Л.Г. Петерсон. Монография. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008.

10. Атсимов О.С. Гегель: Мышление и развитие (путь к культу­ре мышления). - М.: АМБ-агро, 2000.

11. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология общая и управ­ленческая. - Минск: Технопринт, 2002.

12. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев.-М.:РосАКО АПК, 2002.