Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку
l. Bыпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:
Водит, пашешь, верит, смех, можешь, матч, маяк
________________________________________________________________
2. Сколько в пословице мягких согласных звуков?
Не трудиться, так и хлеба не добиться._______
Выпиши эти звуки________________________________________________
3. Запишите слова в фонетической транскрипции:
ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, пол, альт, шёл.
Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их:
_________________________________________________________________________________
4. Составь сложные слова:
7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов
________________________________________________________________
5. Расставь запятые, заверши фразу.
...Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там варят из бетона
Плотины строят из картона
Обложки там из чугуна
Там варят сталь из полотна
Кроят рубахи из пластмассы
Посуду делают из мяса
Котлеты стряпают из сажи
Там ваксу делают из пряжи
Прядут там нитки из сукна
Костюмы шьют из толокна...
_____________________________
6. Выдели приставки в слова:
Надробить, надрубить, подобрать, подобреть, вскормить, вскочить.
7. Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Книжка -__________, тарелка -_____________, искра -_______________,
петля -___________, овца -____________ земля -_______________, игла - __________, просьба -____________, колени -_______________,
туфли -______________.
8. Подбери к предложениям фразеологические сочетания:
а) Очень старательно что-либо охранять.
_______________________________________________________________
б) Появляться быстро и в большом количестве.
_______________________________________________________________
в) Чувствовать себя легко и непринуждённо.
_______________________________________________________________
г) Беспокоиться, испытывать тревогу.
_______________________________________________________________
9. Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:
1. Век, середина, правило_________________________
2.Удар, система, затмение ________________________
З.Суп, шут, чучело_______________________________
4. Полюс, буря, поле _____________________________
10. Как называются жители этих стран?
1) Франция -_________________________
2) Япония -__________________________
3) Россия -__________________________
4) Испания -_________________________
5) Англия -__________________________
6) Дания -___________________________
7) Норвегия -________________________
8) Индия -___________________________
11. Запиши, какие согласные звуки являются общими для слов:
а) мягкий, мех_____________
б) конечно, кошка___________
в) городской, вокзал____________
12. Найди и подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог.
Завидно, камбала, жалюзи, гусеница, звонит, задал, статуя, столяр.
13. Обозначь приставки в словах:
Подорожник, подёргивать, надоить, подделка, надобность, пододеяльник,
подобреть, надёжный.
14. Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их.
Зачеркни и напиши сверху.
Света всегда ложит свои книги на место.
Маша одела пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим сторонам дороги.
15. Списать. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.
(На) крылечк_ лежала кошка и грелась на солнышк_. (Под) скочила (к) ней галка, хватила кусоч_к шерсти и (от) л_тела.
За изгородью, на луговин_, п_слась лоша_ь, бли_ко (от) неё (на) тр_ве - жеребенок. Вдруг (под)л_тела галка и прыгнула (к) нему (на) спину.
Вырвав клок шерст_ она ул_тела. (По В. Тетюреву)
16. Спиши. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
1. Лясы точить 1. Не покладая рук
2: Держать ухо востро 2. Держать язык за зубами
3. Сидеть сложа руки 3. Воды в рот набрать
4. От рук отбился 4. Ворон считать
5. Во всю Ивановскую (кричать) 5. Своим горбом жить
6. На чужой шее сидеть 6. Держать в ежовых рукавицах
17. Выпиши слова, в которых встречаются только твердые согласные:
водить, пашешь, верить, смех, мел, можешь, матч.
__________________________________________________________________
18. Образуйте от прилагательных глаголы с помощью приставок:
ясный, грязный, пустой, чистый.
_________________________________________________________________
19. Запиши, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.
Лог, люк, парк. _____________________________________________________
20. Спиши. Подчеркни имена существительные, которые использовал поэт,чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж. Укажи их склонение. Какой падеж отсутствует?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе - бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне. (В. Орлов)
21. Спиши существительные, рядом запиши их множественное число.
Курица, морское судно, чудо, небо, ребенок, человек.
22. Спиши, укажи части речи.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Простой трактора произошел по простой причине: водовоз не подвез воды.
23. Поставьте в слова знак ударения.
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
24. Определите, сколько раз встречаются [т, т’] в предложении.
Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики
Подчеркните буквы, обозначающие [т, т']
25. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
26. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:
а) Овладевать собой, успокаиваться. __________________________________
б) Очень тесно. _________________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом. ____________________________
г) Хорошо запомнить. _______________________________________________
27. Замените имя прилагательное другим, близким по значению именем прилагательным с приставкой без-:
а) ясное небо -_________________________________________________
б) правильный ответ-____________________________________________
в) жестокий враг -_______________________________________________
28. Собери пословицу.
1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим
2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой
3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят
5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в
6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь
29. Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.
30. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.
31. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков
1) спальня |
4) стулья |
2) скальпель |
5) мыться |
3) штамповать |
6) фильм |
32. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:
1) вылеты |
4) походы |
2) осмотр |
5) пригород |
3) списки |
6) безголосый |
33. Подчеркните слова, которые нельзя переносить
1) трость |
4) утёс |
2) пояс |
5) грызть |
3) осень |
6) сельдь |
34. Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.
35. Определите падеж выделенных слов.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста.
Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз.
36. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
- За рекой находится село.
- Солнце село за горизонт.
37. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.
яблоко-_____________ ботинок-____________ стекло-_____________ кольцо-_____________ носок-______________ |
помидор-______________ апельсин-_____________ грамм-________________ полотенце-____________ облако-_______________ |
38. Объясните фразеологический оборот:
У него ветер в голове________________________________________________
Как ветром сдуло___________________________________________________
Бросать слова на ветер_______________________________________________
Искать ветра в поле_________________________________________________
39. Подчеркните лишнюю пару слов.
глубокий - мелкий
громкий - сильный
робкий - смелый
широкий - узкий
говорить - молчать
40. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".
41. Найдите "третье лишнее".
1) Гореть, угорать, гора.
2) Горе, нагорный, горевать.
3) Пот, потолок, потливый.
4) Море, морщины, морской.
5) Боль, большой, больница.
6) Вода, водить, водник.
42. Соедините части пословиц.
На словах и так и сяк... |
покажи делом |
На словах города берёт... |
да скупа на дела |
Не храбрись словом... |
а на деле ни шагу вперёд |
Щедра на слова... |
а на деле никак. |
43. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.
РАВЗДСТВУЙТЕ |
РЕСИНТЕНЫЙ |
ЛЮСТРАК |
НИКАЗЕМЛЯ |
АНИТРАК |
|
ИНЕРЖЕН |
КАРФЕЛЬТО |
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задания для подготовки к олимпиаде по математике
- Рысь съедает 120 кг мяса за 6 ч, а тигр в два раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе?
2. Раскрась все 16 клеток квадрата со стороной 4 см красным, синим зелёными и желтым цветами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце цвета не повторялись.
3. 5 автобусов и 2 троллейбуса могут за один рейс перевезти 225 человек, а 2 автобуса и 3 троллейбуса могут перевезти 200 человек.
Сколько пассажиров вмещается в троллейбусе?
4. Вычисли:
5864- 79 : (72 : 9 – 7) + 1001 =
5. Улитка вздумала взобраться на дерево 15 м высотой. В течение каждого дня она успевала подниматься на 5 м; но каждую ночь во время сна она опускалась вниз на 4 м.
Через сколько суток достигнет она вершины дерева?
6. Дан квадрат со стороной 6 см. Каждая сторона квадрата разделена точкой на 2 отрезка, длины которых равны 2см и 4см. Найди площадь четырехугольника, вершинами которого являются построенные точки.
7. У рассеянной хозяйки есть 3 ящика для рассады с надписями «Колокольчики», «Цветы», «Помидоры». Она посадила семена колокольчиков, помидоров и ромашек в эти ящики так, что все надписи оказались неверными.
Что вырастет в ящике с надписью «Колокольчики»?
8. Квадратный кусок бумаги длиной 10 см разрезали на квадраты площадью 25 кв. см. Каждый квадрат складывают по диагонали и разрезают на угольники.
Сколько треугольников получится?
9. Построй два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2 см, а вместе они составляли бы отрезок длиной 14 см.
10. Вычисли:
73009 х 3 – (48403 – 30126) : 7 =
11. В пяти маленьких и двух больших коробках 54 цветных карандаша, а в трёх маленьких и двух больших – 42 карандаша.
Сколько карандашей в одной маленькой и одной большой коробках?
12. Попрыгунья стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть танцевала, шестую пела.
Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки стрекоза готовилась к зиме?
13. Автомашина прошла 160 км, потом ещё половину этого расстояния. После этого ей осталось пройти в 2 раза меньше, чем она уже прошла.
За сколько часов машина пройдёт весь путь, если будет двигаться со скоростью 60 км/ч?
14. Незнайка начертил 3 прямые линии и отметил на них 6 точек. Оказалось, что на каждой прямой он отметил 3 точки. Покажите, как он это сделал?
15. Раскрась все 16 клеток квадрата со стороной 4 см красным, синим зелёными и желтым цветами так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце цвета не повторялись.
16. 5 автобусов и 2 троллейбуса могут за один рейс перевезти 225 человек, а 2 автобуса и 3 троллейбуса могут перевезти 200 человек.
Сколько пассажиров вмещается в троллейбусе?
17. У Вани есть попугайчики и хомячки. У всех – 5 голов и 16 ног. Сколько у Вани попугайчиков и сколько хомячков? Напиши решение.
Решение: метод подбора (рисунок или рассуждения)
18. Раздели прямой линией циферблат часов на две части так, чтобы сумма чисел в обеих частях была одинаковой. Укажи эту сумму.
19. Вычисли:
73009 х 3 – (48403 – 30126) : 7 =
20. Человек говорит: «Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели, 44 дня и 44 часа». Сколько лет этому человеку?
21. Догадайся, какая цифра должна стоять на месте А?
9А : 1А=А
22. С помощью четырёх цифр 5 составь выражение, значение которого равно 12.
23. Вычисли.
(1.584.162 : 527 + 1.120.977 : 429 ) * 307 =
24 . Аня и Таня весят вместе 40 кг. Таня и Маня весят 50кг. Маня и Ваня весят 90 кг. Ваня и Даня весят 100 кг. Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня?
25 .Из посёлка выехал велосипедист со скоростью 8 км/ ч. Когда он проехал 16 км, из этого же посёлка в противоположном направлении вышел пешеход. Через 5 часов после выезда велосипедиста расстояние между ними стало 55 км. Чему равна скорость пешехода? ( реши по действиям с пояснением или вопросами)
26.Кролик даёт в год 400 г пуха. Для его содержания нужна клетка длиной 75 см и шириной 60 см. Какую площадь нужно отвести под клетки для кроликов, с которых за год получают 24 кг пуха?
27.Угадай, какие цифры обозначены буквами :
АБВГ
+ АБВГ
В ГДАГ
28. У Васи по математике вдвое больше пятёрок, чем четвёрок. Сколько у него четвёрок и пятёрок, если всего их 9?
29. Восстановите скобки и знаки действий:
1 2 3 4 =1
30.На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 метров. Сколько деревьев должны посадить школьники?
31. Машина проехала от одного населённого пункта до другого столько километров, сколько минут она ехала. Какова скорость этой машины в час?
32. У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы- 12 орехов, у Бори и Вовы- 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Бори, Вовы вместе?
33. В зале стоит несколько скамеек. Если на каждую скамейку сядут 2 ученика, то 7 учеников останутся без места. Если же на каждую скамейку сядут 3 ученика, то 5 скамеек останутся свободными. Узнай число учеников и количество скамеек в зале .
34. Четыре последовательных целых числа дают в произведении 1680. Какие это могут быть числа?
35.У Милы вчетверо больше кукол, чем у Лены, а у Лены на 12 кукол меньше, чем у Милы. Сколько кукол у Милы?
36 . Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой?
37. Расшифруйте ребус ** + *** = **** , если известно, что оба слагаемых и сумма не изменяется, если прочитать их справа налево.
38. Кузнец подковывает одно копыто за 5 минут. Сколько времени потребуется 8 кузнецам, чтобы подковать 10 лошадей, если на двух ногах лошадь стоять не может?
39. Пять рыбаков съели пять судаков за 5 дней. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков?
40. Серёжа любил подсчитывать сумму цифр на табло элекронных часов. Например, если часы показывают 21 : 17, Серёжа получает число 11. Какую наибольшую сумму он может получить?
41. Сколько различных результатов можно получить, складывая по два различных числа из набора 1, 2 , 3 , 4 , и 5?
42. Лиза выбрала двузначное число, не делящееся на 10. Поменяла его цифры местами и вычислила разность полученных чисел. Какое самое большее число она могла получить?
43. Коля поймал за 5 дней 512 мух. Каждый день он отлавливал столько мух, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мух поймал он в каждый из этих дней?
44.Найди значение выражения.
16728 : 204 * ( 328 – 4267 : 17 ) : 11 – 419 =
45. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду три гуся и т. д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?
46. Шестизначное число начинается цифрой 5. Если переставить эту цифру на последнее место шестизначного числа, то получится число, в 4 раза меньшее первоначального. Найди это число.
47. Собака увидела зайца на расстоянии 1 км и бросилась за ним. Скорость зайца 30 км/ч, скорость собаки 36 км/ч. Через какое время собака догонит зайца?
48. Используя каждую цифру 0 , 4, 2 , 7. 9, 1 только один раз, запишите наибольшее шестизначное число и наименьшее шестизначное число.
49. Длина и ширина одного листа кровельной стали вместе составляют 2130 мм. Какова длина и ширина листа, если длина в 2 раза больше ширины?
50. Нужно распилить 5 брёвен на 6 частей каждое. Сколько времени на это потребуется, если на один распил уходит 4 минуты?
51. Один ослик вёз 10 кг сахару. А другой ослик - 10 кг поп - корна. У кого поклажа была тяжелее?
52. В ХХ столетии был год, что если его записать цифрами на листе бумаги, а затем этот лист перевернуть вверх ногами – то число на бумаге покажет тот же самый год. Какой это год?
53. Полтрети числа - число 100. Какое это число?
54. Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.
9 9 9 =2
9 9 9 =10
9 9 9 = 90
9 9 9 = 9
55. В сельском клубе две комнаты. Длина первой комнаты 5 м, а ширина- 4 метра. Вторая комната имеет ту же ширину, но на 2 м длиннее. За побелку потолка второй комнаты заплатили на 800 рублей больше. Сколько заплатили за побелку потолков обеих комнат ?
56. В магазин привезли 36 коробок вермишели по 16 кг каждая. Всю вермишель положили в одинаковые пакеты, в каждый из которых умещалось в 4 раза меньше вермишели, чем в коробку. Сколько пакетов с вермишелью получилось?
57. Найдите значение выражения.
(548037 +416619 ) : 297 + ( 26758 – 19309 ) * 26=
58. Сколько шкафов размером 100 см, на 100 см, на 100 см можно внести в пустую комнату размером 500 см, на 500 см, на 500 см?
59.Запиши число, состоящее из суммы 12 миллионов, 2113 тысяч, 12 сотен, 99 единиц.
60. На складе было 392 банки вишнёвого, малинового и клубничного варенья. Банок с вишнёвым вареньем в 3 раза больше, чем малинового, а клубничного было 80 банок. Сколько весит вишнёвое варенье, если в каждой банке его 800 г?
61. Найдите значение выражений.
450 : ( 30 * 3 ) * 60 – 94 *3 + 68 : ( 51 : 3)=
820 – ( 57 : 19 + 77 ) *6 : 10 – 56 + 34*8 =
62. Решите задачу.
В правом и левом карманах у меня всего 35 рублей. Если из правого кармана в левый переложить столько рублей, сколько было в левом, то в правом будет на 3 рубля больше, чем в левом. Сколько денег в каждом кармане было первоначально?
63. Десять грузчиков работали на разгрузке парохода до перерыва 4 часа, причём каждый грузчик в час разгружал по 15 ящиков. Поле перерыва число грузчиков увеличилось вдвое. Сколько ещё часов понадобится для разгрузки парохода, если на пароходе было всего 1800 ящиков, а все грузчики работали с одинаковой скоростью ?
64. С автовокзала выехал автобус со скоростью 60 м/ч. Через полчаса вслед за ним выехала легковая машина со скоростью 75 км/ч.Через сколько часов после своего выезда легковая машина будет впереди автобуса на 120 километров?
65. Сумма трёх чисел- 30212. Первое слагаемое - наименьшее пятизначное число, второе - наибольшее четырёхзначное число. Найдите разность третьего слагаемого и числа 7539.
Дорогие ребята! Посетите эти сайты!
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
Интеллектуально-творческий потенциал России - http://www.future4you.ru