Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Принципами организации внеурочной деятельности стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общекультурное
- Общеинтеллектуальное
Задачи:
- Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
- Развитие инициативы и творчества детей
- Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
- Пропаганда здорового образа жизни
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ;
- творческая самореализация детей;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности ;
- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;
- реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.
Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 90% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят –это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Положение
о внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения-гимназии №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
1. Общие положения
1.1. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного
процесса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №39 имени Фридриха Шиллера г.Орла (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной
системы обучения.
1.2. Внеурочная деятельность является частью учебного плана. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной
программой начального общего образования.
2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие
детей.
2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся.
3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются Гимназией в соответствии с ФГОС НОО. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор
направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального
общего образования Гимназии.
3.2. Внеурочная деятельность может быть организована по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-
оздоровительное и по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество,
социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-
оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через
организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями, педагогами дополнительного образования.
4. Организация внеурочной деятельности
4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются Гимназией самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов;
по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные.
4.3. Структура образовательной программы внеурочной деятельности: пояснительная записка; учебно – тематическое планирование (по годам обучения);
планируемые результаты; список используемой литературы.
4.5. Занятия внеурочной деятельностью проводятся педагогическими работниками, педагогами дополнительного образования. Модель организации - оптимизационная.
4.6. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в Журнале внеурочной деятельности. Содержание занятий в Журнале внеурочной деятельности должно
соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
5. Учёт внеурочных достижений обучающихся
5.1. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио обучающихся.
5.2. Итогом работы групп по внеурочной деятельности является: отчёт, проект, выставки, смотры, концерты, спектакли, спортивные соревнования, турниры, игры, результаты
исследований.
6. Контроль за организацией внеурочной деятельности.
6.1. Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.
6.2. Заместитель директора по УВР проверяет проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала внеурочной деятельности, учёт посещаемости согласно плану ВШК.