Формы внеурочной воспитательной работы
по общеинтеллектуальному направлению:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
- Разработка проектов к урокам.
В моём классе по общеинтеллектуальному направлению проводятся:
КРУЖОК "КОМПЬЮТЕРНАЯ ДОЛИНА" (руководитель Русских С.Л.)
РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (руководитель Дмитриева Н.А.)
НАУЧНЫЙ КЛУБ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧ И ЗАРЯ" (руководитель Дмитриева Н.А.)
Программа внеурочной деятельности
научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»
(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)
Пояснительная записка
Цели и структура курса
Данная программа представляет собой вариант1 организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и с основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря» - формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Ключ и Заря». Одной из главных задач первого класса является задача обучения чтению и письму. Для решения данной задачи необходимо, чтобы у каждого ребёнка был сформирован фонематический слух.
______________________________________
1Представленная программа внеурочной деятельности является одним из возможных вариантов организации деятельности научного клуба младшего школьника, с учётом заданий, расположенных к корпусе УМК «Перспективная начальная школа», рук. Р.Г.Чуракова.
Программа внеурочной деятельности для 1 класса ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха учащихся, что позволяет осознать ребёнку связь между звуком и обозначающей его буквой, и, как следствие, грамотно читать и писать. Для реализации программы рекомендуем использовать учебное пособие «Кронтик осваивает звуки» (И.С.Рукавишников, Т.Г.Раджувейт).
В конце первого класса, на основе сформированных навыков, учащиеся выполняют практическую работу (задания находятся в учебнике «Русский язык» и в тетради для самостоятельной работы по литературному чтению, 1 класс), которая позволит им стать членами научного клуба. Начиная со второго класса осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Для взаимодействия с «умными взрослыми» и героями комплекса возможна почтовая переписка. Адрес: 117997, г.Москва, ул.Профсоюзная, дом 90, комн.607. отправлять письма по этому адресу возможно при ответе на задания из учебников «Русский язык» 2-4 классы, «Литературное чтение» 2-4 классы, обозначенных условным обозначением КОНВЕРТ (напиши письмо в клуб). На электронный адрес naych_clab@mail/ru возможно посылать любые работы детей, выполненные в рамках клубной деятельности. Участие в переписке позволяет учащимся в конце 4 класса получить сертификат члена научного клуба, а педагогу – сертификат организатора внеурочной деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю. Объём часов в год: 33 ч – 1 класс; 34 ч – 2-4 классы.
Учебное содержание курса «Ключ и Заря» 2класс
Деятельность научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»
Тема 1. Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с.25).
Аудиторное (1ч). Форма проведения занятия – практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия – экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия – почтальон.
Тема 2. Заседание клуба «Ключ и Заря», или как вступить в клуб во 2 классе. Учебник русского языка (2 класс, часть 1, с.98-99).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор представителя. Подведение итогов за 1 класс: количество учащихся, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение работы во 2 классе. Конкурс лучших работ.
Тема 3. Конкурс необычных историй, или как составить план? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с.27).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
Тема 4. Путешествие в страну словарей. Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с.98-159).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2)?
Тема 5. В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство. Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с.144).
Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия – экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное (3ч). Форма проведения занятия – проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?»
Тема 6. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с.174).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправлять в клуб «Ключ и Заря».
Тема 7. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть2, с.49).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!»
Тема 8. Путешествие по детским журналам. Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с.103).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – творческая работа. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Тема 9. Как написать поздравление? Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с.73).
Аудиторное (4ч). Форма проведения занятия – проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравлении. Защита проекта «поздравляю с 8 Марта!».
Тема 10. Необычные слова. Учебник русского языка (2 класс, часть 3, с.158-159).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
Тема 11. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4ч). Форма проведения занятия – творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник литературного чтения, 2 класс, части 1-2), а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, посёлка и пр. Подведение итогов конкурса.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с.175).
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправлять в клуб «Ключ и Заря».
Тема 13. Конференция. Защита проектов.
Аудиторное (2ч). Форма проведения занятия – конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.
Планирование курса «Ключ и Заря», 2 класс (1ч в неделю, всего 34 ч)
№ п/п |
Тема |
Дата |
Кол - во часов |
|
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? |
|
2 |
|
Заседание клуба «Ключ и Заря», или как вступить в клуб во 2 классе? |
|
2 |
|
Конкурс необычных историй, или как составить план? |
|
2 |
|
Путешествие в страну словарей. |
|
2 |
|
В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство. |
|
4 |
|
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». |
|
2 |
|
Как написать поздравление? |
|
2 |
|
Путешествие по детским журналам. |
|
2 |
|
Как написать поздравление? |
|
4 |
|
Необычные слова. |
|
2 |
|
Работа с картиной. Конкурс сочинений. |
|
4 |
|
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота». |
|
2 |
|
Конференция. Защита проектов. |
|
2 |
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; сознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
- УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение: сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма; свободно работать с текстом; свободно работать с разными источниками информации; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвящённые формированию базовых нравственно-этических ценностей.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.Требований Стандарта (п.19.3)
2.Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2010
3.Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2011
4.УМК «Перспективная начальная школа»
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
- Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
- Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
- Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
- Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием
- Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
- Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Страницы тетради |
1 |
Введение |
1 |
стр.3 |
2,3 |
Как найти сокровища? |
2 |
стр.4-7 |
4,5 |
Далеко ли до Солнца? |
2 |
стр.11-13 |
6 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
7,8 |
Солнце – обыкновенный желтый карлик. Созвездия. |
2 |
стр.14-16 |
9,10 |
Солнце – обыкновенный желтый карлик. Звезды. |
2 |
стр.17-18 |
11 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
12,13 |
Спутники планет. Луна |
2 |
стр.19-20 |
14,15 |
Спутники планет. |
2 |
стр. 21-22 |
16 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
17,18 |
Кто строит крепости на воде? |
2 |
стр. 23-24 |
19 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
20,21 |
Кто построил это гнездо? |
2 |
стр. 25-26 |
22 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
23,24 |
Едят ли птички сладкое? |
2 |
стр. 27-29 |
25 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
26,27 |
Почему яйцу нельзя переохлаждаться? |
2 |
стр.30-32 |
28 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
29, 30 |
Московский Кремль |
2 |
стр.33-35 |
31,32 |
Московский Кремль |
2 |
стр.36-37 |
33 |
Отчет в Конструкторское бюро |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Материально-техническое обеспечение
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1, 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1, 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.