В этом разделе для Вас представлены методические разработки уроков, проекты, мастер- классы и контрольно - измерительный материал. 

Хочу с Вами поделиться поэтапным анализом урока по ФГОС НОО второго поколения. Примерный  анализ составлен к уроку окружающего мира по теме "Пётр первый" (УМК "Школа России", 4 класс)

 

Анализ урока

Тема урока «Пётр Великий».

Основная дидактическая задача урока: расширить представления о Петре Первом как государственном деятеле; сформировать у учащихся представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Первого, выявить значения этих преобразований.

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. С этой целью мною предложен отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Стансы».  Возможность интеграции литературы с уроками окружающего мира позволяют создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. Результативностью данного этапа считаю: кратковременность организационного момента, полная формальная готовность учащихся к предстоящей работе, привлечение произвольного внимания всех учащихся.

Следующий этап урока – сообщение темы, постановка цели, составление примерного плана урока. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

Смена подачи учебного материала на данном этапе концентрирует внимание учащихся, позволяет самостоятельно с помощью подводящего диалога сформулировать тему и основные дидактические задачи урока, высказать предположение о содержании урока, наметить  примерный план и ожидаемый результат.

Показателем выполнения дидактической задачи данного  этапа являются понимание учащимися смысла работы на последующих этапах, это проявляется в речи учащихся.

Задача следующего этапа урока – осознание школьниками основной цели урока  в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. На данном этапе организована подготовка учащихся к открытию нового знания.

Работа в группах на этапе изучения нового материала целесообразна, так как активизирует работу как сильных, так средних и слабых учащихся, устраняет пробелы в понимании учащимися нового материала. Учащиеся выступают в роли исследователей, что позволяет им самостоятельно добывать знания, используя такие источники информации как учебник, словари, дополнительную литературу. При работе в группах у учащихся формируются общие учебные умения делового сотрудничества.

Работа по карточкам формирует способность к пониманию текста, содержащих необходимую информацию, а также помогает грамотно и полно построить свой ответ.  На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают одну из основных дидактических задач урока, а затем первичное закрепление нового знания осуществляется с проговариванием во внешней речи, что является необходимым условием усвоения нового материала (по П.Я. Гальперину – процесс усвоения строится по закону интериоризации).

Желание учащихся отвечать на вопросы, развернутые ответы в процессе фронтальной работы, самостоятельность суждений, самостоятельность при исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что дидактическая задача данного этапа решена.

Презентация привлекает внимание учащихся к принципиально новым сведениям.

Затем новый материал включается в систему знаний, дается такое задание, которое тренирует использование изученного материала, позволяет определить уровень усвоения.

Проектная деятельность на данном уроке позволяет формировать ценностное отношение к труду и творчеству, закрепить в практической деятельности полученные знания. А в целом интеграция уроков технологии и окружающего мира позволяю решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников, что является одним из требований стандарта второго поколения.

На этапе рефлексии учебной деятельности соотносится цель учебной деятельности и ее результаты. Детям младшего школьного возраста сложно формулировать выводы, поэтому на данном этапе считаю необходимым предложить учащимся какую-либо опору, на данном уроке карточку-помогайку с пропущенными словами. На данном этапе представляется целостная картина результата учебной деятельности.

Домашнее задание носит индивидуальный характер, учитываются интересы и возможности детей.

Считаю, что структура урока соответствует его целевому назначению. Оптимальный темп урока, чередование и смена видов деятельности, форм обучения (индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная, фронтальная), наиболее рациональный выбор методов, приемов и средств обучения позволяет обеспечить решение основной дидактической задачи урока. О том, что выбраны оптимальные организационные формы обучения мне позволяет говорить тот факт, что школьники активно работают в условиях индивидуального обучения и в режиме сотрудничества и даже самостоятельного добывания новых знаний. Усложнение в характере  познавательной деятельности учащихся не вызывает рассогласования между требованиями учителя и действиями учащихся, что также приводит к достижению запланированного результата.

Особое значение на уроке уделяю эмоциональной направленности каждого этапа урока, которое состоит в организации для каждого ребенка ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

На протяжении всего урока имеет место физическая разрядка за счет увеличения двигательной активности учащихся (динамические моменты на уроке). Считаю важным то, что во время этих моментов не нарушается целостность урока, они входят логически в урок.

Основным показателем результативности данного урока считаю целенаправленную учебную деятельность школьников в течение всего занятия. Цели урок достиг. Основная дидактическая задача решена.