Мастер - класс "Обыкновенное чудо"

Слайд 1 (название)

Слайд 2 (ребёнок до года)

- Рождение ребёнка - просто чудо,

Премудрой тайны божье провидение

Но природы тонкие причуды

И не каприз космических явлений.

Господь лишь знает – каждый уникален,

Его сосуд с душой неповторимой

Из миллиардов клеток изваяние

С такой любовью сильной сотворил он.

Слайд 3 (ребёнок ходит)

- Действительно, каждый ребёнок уникален, неповторим, у каждого из них свои способности и особенности. Как уникален самый первый шаг, (слайд 4 – ребёнок в краске) так уникально и творчество наших детей.

Слайд 5 (первое слово)

- Вспомните своё первое слово…

Слайд 6 (друзья)

-Своих первых друзей…

Слайд 7 (первое сентября)

-Свой первый школьный звонок… Тогда ещё школа казалась необыкновенным чудом, целым миром открытий.

Слайд 8 (ребёнок скучает)

- Но со временем краски блёкли…

Слайд 9 (девочка)

- А сидение за партой становилось скучным времяпрепровождением.

Слайд 10 (опрос)

- Действительно, согласно статистическому опросу младших школьников, ученики 1-ого класса имеют 100% мотивацию  к изучению новых предметов, а к 4 классу она снижается ровно наполовину.

- Основная цель моего мастер-класса – раскрыть эффективные приёмы повышения учебной мотивации.

- Перед вами расписание уроков на неделю. Какой у нас сегодня день недели? (Вторник)

- Посмотрим какие у нас сегодня уроки…

- Выберите, пожалуйста,  тот предмет, который вы не любили в школе, который был для вас трудным.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 1 (название)

- Итак, урок русского языка.  

Слайд 2 (предложение)

- Перед вами на столах лежат голубые листочки с фразой.  Прочитайте её. На каком языке она написана?

Слайд 3 (задание)

- Предлагаю вам выполнить следующее задание.

(Задание выполняется по слайду)

- Вывод: в русском языке грамматическое значение  зависит от словообразования,  и по грамматическому значению мы сможем догадаться о смысле этой фразы.

Слайд 4 (рисунок)

- Вот  так мои ученики образно представили происходящее действие в этом предложении. Я думаю, что теперь русский язык вам не будет казаться таким сложным и непонятным.

МАТЕМАТИКА

Слайд 1 (название)

- На уроке математики я хочу  предложить вам решить задачу.

Слайд 2 (видео)

- Внимание, экран.

- Текст задачи так же написан у вас на розовом листочке. У кого какие предположения? (…)

- Перейдём на величины. Винни затратил одинаковое количество времени на подъём и спуск. Например, 10 минут он поднимался и 10 минут спускался, итого он затратил 20 минут. Тигра поднимался в 2 раза быстрее Винни, значит он затратил 5 минут, а спускался в 2 раза дольше, то есть 20 минут. Итого время Тигры 25 минут.

Вывод: Тигра затратил на подъём и спуск времени больше, чем Винни.

Слайд 3 (видео - стихотворение)

- Вот так,  всё  простое оказывается сложным, а сложное - простым.

ХИМИЯ

Слайд 1 (название)

- Следующий урок – химия.

- Люди издревле хотели добыть огонь. Если мы вспомним, то они его добывали и при помощи трения, и при помощи линзы… А я предлагаю вам добыть огонь при помощи приготовленных мной предметов.

- Я думаю, что это можно сделать намного проще. Нам понадобится свеча, кусочек ваты, батарейка, одеколон и фольга, чтобы у неё был с одной стороны слой бумаги.

- Кусочек ваты мы пропитаем одеколоном, чтобы ускорить реакцию, и положим его на свечу. Возьмём кусочек  фольги и в центре сделаем 2 надреза с противоположных сторон, чтобы осталась соединительная полоска шириной, примерно, 2 мм. Развернём фольгу и алюминиевую сторону присоединим к противоположным полюсам батарейки. При этом перешеек должен соприкасаться с ватой. Вата должна вспыхнуть. 

- Таким образом можно добыть огонь без спичек, линзы и трения!!!

 ФИЗИКА

Слайд 1 (название)

- Люди из покон веков пытались научиться ходить по воде.

Слайд 2 (Иисус Христос)

- Но, как известно, кроме Иисуса Христа этого сделать никто не мог.

- Сегодня я хочу доказать вам, что ходить по жидкости возможно.

(Ставлю 2 тарелки участникам)

- Предлагаю участникам мастер-класса попробовать забить гвоздь в брусок на поверхности жидкости.

- Что мы видим? В одной ёмкости это сделать невозможно, а у другого участника получилось.

- А теперь попробуйте резко прокатить мячик по поверхности жидкости. Что получилось?

- В первой ёмкости мячик тонет, а во второй – катится.

- В чём же секрет? Дело в том, что в одном сосуде вода, а в другом – неньютоновская жидкость. Её можно изготовить в домашних условиях, взяв воду и крахмал в пропорциях 1:1.  Как мы с вами убедились, оказывается, ходить по воде можно.

Слайд 3 (видео)

- Вы видите, как в промышленных масштабах была изготовлена неньютоновская жидкость, залита в бассейн. А так как под динамическим ударом она ведёт себя как твёрдое тело, то по ней можно бегать, прыгать, на её поверхности показывать различные трюки, но останавливаться при этом нельзя.

- Уважаемое жюри, вы можете убедиться, что эта жидкость текучая, как вода, а при резком ударе, она становится твёрдой.

- Оказывается, изучать физику не так уж скучно, а порой даже увлекательно.

ИНФОРМАТИКА

Слайд 1 (название)

- У нас, у взрослых людей, конечно же, есть секреты от своих детей.  В современном мире очень много информации мы храним в личных компьютерах. Как же сделать так, чтобы маленькие «почемучки» не нашли эту информацию в компьютере. Для этого я предлагаю создать скрытую папку.

(Делаю папку на ноутбуке)

Слайд  (секрет)

- Теперь мы можем хранить на компьютере личную информацию, не опасаясь, что её кто прочтёт.

-Таким образом, я надеюсь, что для нас не осталось неинтересных школьных предметов. Наши дети с удовольствием будут посещать химию, физику, информатику, русский язык, математику, потому что мир открытий чудесен и разнообразен. И может быть, именно  нашим детям предстоит опровергнуть все законы физики, как когда-то это сделал барон Мюнхгаузен. Именно его словами я хочу закончить свой мастер-класс.

Слайд 11 (видео) 

 

 

                                                                                                                                                                                                       Мастер - класс "Пуськи бятые или такой знакомый и незнакомый

русский язык"

Слайд 1 (название мастер-класса)

- Внимание экран. Говорят дети.

Слайд 2 (видео с мальчиком из телепередачи "Устами младенца")

- Как порой тяжело понимать нам наших детей! Каждое слово в их детском сознании – это целое открытие. Но и их детский язык год от года перестаёт нас удивлять своими новыми словами.

Слайд 3 (слово Люстрить)

- На слайде слова, которые часто говорят наши дети. Попробуйте разгадать их значения.

ЛЮСТРИТЬ (Это слово является однокоренным со словом люстра, люстра излучает свет, значит это слово – светить)

Слайд 4 (слово Человечник)

ЧЕЛОВЕЧНИК (Это слово является однокоренным со словом человек. Суффикс –ник- обозначает скопление, н-р, скворечник. Значит, это слово означает скопление людей – дом)

Слайд 5 (слово Пинальный)

ПИНАЛЬНЫЙ (МЯЧ) (Это мяч, который толкают ногами)

- При помощи приставки, суффикса, мы с вами можем понять значение слова. Но в этих словах нам был понятен и корень. Дети образовывали их по уже существующим моделям словообразования.

- Давайте попробуем разгадать смысл предложения, в котором не будем знать его лексического значения слова, а будем опираться только на состав слова.

- Перед вами предложение русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.

Слайд 6 (предложение)

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (Л.В.Щерба)

- Попробуйте догадаться о значении этого предложения.

- С кем происходит действие? (С куздра)

- Какого рода эта куздра? (Женского)

- Как вы догадались? (Окончание –а)

- Найдите прилагательное, которое относится к этому существительному. (Глокая)

- На кого направляет свои действия куздра? (На бокру и бокрёнка)

- Кем по отношению друг к другу являются эти существа? (Мама и ребёнок)

- Как догадались? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк-, также телёнок, жеребёнок)

- Найдите глаголы (Будланула и курдячит)

- В каком времени стоят эти глаголы? (В прошедшем – суффикс –л- и настоящем – окончание –ит)

- Какой частью речи является слово штеко? (Наречие)

- Почему? (Отвечает на вопрос как?)

- А теперь мы с вами попробуем пересказать сказку знаменитой детской писательницы Людмилы Петрушевской.

Слайд 7 (текст сказки)

(Читаю сказку)

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калуша, калушаточки! Бутявочка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились!  Калушата подудонились!  Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л.Петрушевская)

- Давайте каждый из вас попробует нарисовать свой фрагмент сказки. Нарисуйте то, что вы представили.

(На столах лежат листы для рисования, фломастеры, карточки с фрагментами сказки)

- Покажите, что у вас получилось.

(Вывешиваю иллюстрации в правильном порядке)

- Как вы догадались, что надо рисовать?

(Главная героиня сказки Калуша – мама, у неё есть калушата.

Глаголы стоят в рошедшем времени, т.к. есть суффикс –л-. Калуша гуляла по опушке, т.к. эти слова созвучны. Бутявочка – это букашечка, слова созвучны. Присяпали (прибежали) – завершение действие, приставка при-. Волит – вопит, кричит. Некузявая – несъедобная. Вздребезнулась – встрепенулась. Подудонились – расплакались. Дюбые – добрые. Зюмо-зюмо – очень-очень.)

-  Не правда ли, странно: текст, не имеющий ни одного знакомого слова (кроме служебных частей речи: предлогов, союзов и частиц), тем не менее поддаётся определённому, смысловому анализу. Содержание этой сказки можно даже иллюстрировать.

Почему же это происходит?

Секрет в том, что текст построен по законам русского языка и состоит из предложений, между которыми существует грамматическая связь. Каждое предложение тоже построено в соответствии с требованиями русской грамматики, а потому мы можем провести синтаксический анализ любого предложения. Например, выделить члены предложения: Калушата присяпали и бутявку стрямкали. Каждое предложение состоит из слов, которые тоже созданы по законам русского языка. В них выделяются хорошо знакомые нам приставки, суффиксы, окончания.

- Именно грамматическое значение слова помогло нам не ошибиться в толковании сказки Л.Петрушевской.

- Не только мы, но и режиссёры поняли задумку автора и создали мультфильм.

Слайд 8 (мультфильм «Пуськи бятые»)

- Мы убедились, что были во всём правы.

Слайд 9 (иллюстрация Алисы)

- Оказывается, этот секрет был доступен писателям ещё задолго до нас. Так, Льюис Кэролл в своём произведении «Алис в стране чудес использует особый язык, с которым мы сейчас познакомимся.

Слайд 10 (отрывок из мультфильма)

- В отрывке из мультфильма использован перевод Дарьи Орловской, но есть ещё и перевод Бориса Заходера. В его исполнении текст Л.Кэролла звучит следующим образом:

Сверклось...Скойкие сюды

Волчились у развел,

Дрожжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

- Для начала вполне достаточно, - перебил её Шалтай-Болтай. – Тут и так полно трудных слов. «Сверклось» - значит, что уже рассвело, скоро обед, но в тоже время уже немного смеркалось.

- Понятно, - сказала Алиса. – А что значит «скойкие»?

- Ну, это просто. «Скойкие» - значит, «бойкие и скользкие». «Бойкие» - это всё равно что «стойкие». Понимаешь, это как вешалка в прихожей: на одно слово повесили сразу два смысла.

- Так и мы в нашем мастер-классе увидели, что на каждом слове как на вешалке висит сразу 2 смысла. Это лексическое значение и грамматическое.

- Именно благодаря грамматическому значению, которое складывается из приставки, суффикса, окончания вы научились понимать слова, не имеющие значения лексического.

- На  прощание давайте напишем на языке Алисы пожелания нашему жюри. Алиса соединяла начало и конец двух слов и получала новое.

Слайд 11 (пример образования слова)

- Например, «скойкие» - значит, «скользкие и бойкие».

- У вас на столах лежат листочки. запишите на языке Алисы свои пожелания.

здоровья + счастья = здоротья

удачи + процветания = удатания

успеха + везения = успения

радости + благополучия = радолучия

любви  + веры = любры

долголетия + добра = долгобра

- Запишите пожелание на доске. Уважаемое жюри, что вам пожелали?

- Я присоединяюсь к вашим пожеланиям и думаю, что путешествие в такой знакомый и незнакомый мир русского языка у вас будет продолжаться.