Мастер - класс "Обыкновенное чудо"
Слайд 1 (название)
Слайд 2 (ребёнок до года)
- Рождение ребёнка - просто чудо,
Премудрой тайны божье провидение
Но природы тонкие причуды
И не каприз космических явлений.
Господь лишь знает – каждый уникален,
Его сосуд с душой неповторимой
Из миллиардов клеток изваяние
С такой любовью сильной сотворил он.
Слайд 3 (ребёнок ходит)
- Действительно, каждый ребёнок уникален, неповторим, у каждого из них свои способности и особенности. Как уникален самый первый шаг, (слайд 4 – ребёнок в краске) так уникально и творчество наших детей.
Слайд 5 (первое слово)
- Вспомните своё первое слово…
Слайд 6 (друзья)
-Своих первых друзей…
Слайд 7 (первое сентября)
-Свой первый школьный звонок… Тогда ещё школа казалась необыкновенным чудом, целым миром открытий.
Слайд 8 (ребёнок скучает)
- Но со временем краски блёкли…
Слайд 9 (девочка)
- А сидение за партой становилось скучным времяпрепровождением.
Слайд 10 (опрос)
- Действительно, согласно статистическому опросу младших школьников, ученики 1-ого класса имеют 100% мотивацию к изучению новых предметов, а к 4 классу она снижается ровно наполовину.
- Основная цель моего мастер-класса – раскрыть эффективные приёмы повышения учебной мотивации.
- Перед вами расписание уроков на неделю. Какой у нас сегодня день недели? (Вторник)
- Посмотрим какие у нас сегодня уроки…
- Выберите, пожалуйста, тот предмет, который вы не любили в школе, который был для вас трудным.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Слайд 1 (название)
- Итак, урок русского языка.
Слайд 2 (предложение)
- Перед вами на столах лежат голубые листочки с фразой. Прочитайте её. На каком языке она написана?
Слайд 3 (задание)
- Предлагаю вам выполнить следующее задание.
(Задание выполняется по слайду)
- Вывод: в русском языке грамматическое значение зависит от словообразования, и по грамматическому значению мы сможем догадаться о смысле этой фразы.
Слайд 4 (рисунок)
- Вот так мои ученики образно представили происходящее действие в этом предложении. Я думаю, что теперь русский язык вам не будет казаться таким сложным и непонятным.
МАТЕМАТИКА
Слайд 1 (название)
- На уроке математики я хочу предложить вам решить задачу.
Слайд 2 (видео)
- Внимание, экран.
- Текст задачи так же написан у вас на розовом листочке. У кого какие предположения? (…)
- Перейдём на величины. Винни затратил одинаковое количество времени на подъём и спуск. Например, 10 минут он поднимался и 10 минут спускался, итого он затратил 20 минут. Тигра поднимался в 2 раза быстрее Винни, значит он затратил 5 минут, а спускался в 2 раза дольше, то есть 20 минут. Итого время Тигры 25 минут.
Вывод: Тигра затратил на подъём и спуск времени больше, чем Винни.
Слайд 3 (видео - стихотворение)
- Вот так, всё простое оказывается сложным, а сложное - простым.
ХИМИЯ
Слайд 1 (название)
- Следующий урок – химия.
- Люди издревле хотели добыть огонь. Если мы вспомним, то они его добывали и при помощи трения, и при помощи линзы… А я предлагаю вам добыть огонь при помощи приготовленных мной предметов.
- Я думаю, что это можно сделать намного проще. Нам понадобится свеча, кусочек ваты, батарейка, одеколон и фольга, чтобы у неё был с одной стороны слой бумаги.
- Кусочек ваты мы пропитаем одеколоном, чтобы ускорить реакцию, и положим его на свечу. Возьмём кусочек фольги и в центре сделаем 2 надреза с противоположных сторон, чтобы осталась соединительная полоска шириной, примерно, 2 мм. Развернём фольгу и алюминиевую сторону присоединим к противоположным полюсам батарейки. При этом перешеек должен соприкасаться с ватой. Вата должна вспыхнуть.
- Таким образом можно добыть огонь без спичек, линзы и трения!!!
ФИЗИКА
Слайд 1 (название)
- Люди из покон веков пытались научиться ходить по воде.
Слайд 2 (Иисус Христос)
- Но, как известно, кроме Иисуса Христа этого сделать никто не мог.
- Сегодня я хочу доказать вам, что ходить по жидкости возможно.
(Ставлю 2 тарелки участникам)
- Предлагаю участникам мастер-класса попробовать забить гвоздь в брусок на поверхности жидкости.
- Что мы видим? В одной ёмкости это сделать невозможно, а у другого участника получилось.
- А теперь попробуйте резко прокатить мячик по поверхности жидкости. Что получилось?
- В первой ёмкости мячик тонет, а во второй – катится.
- В чём же секрет? Дело в том, что в одном сосуде вода, а в другом – неньютоновская жидкость. Её можно изготовить в домашних условиях, взяв воду и крахмал в пропорциях 1:1. Как мы с вами убедились, оказывается, ходить по воде можно.
Слайд 3 (видео)
- Вы видите, как в промышленных масштабах была изготовлена неньютоновская жидкость, залита в бассейн. А так как под динамическим ударом она ведёт себя как твёрдое тело, то по ней можно бегать, прыгать, на её поверхности показывать различные трюки, но останавливаться при этом нельзя.
- Уважаемое жюри, вы можете убедиться, что эта жидкость текучая, как вода, а при резком ударе, она становится твёрдой.
- Оказывается, изучать физику не так уж скучно, а порой даже увлекательно.
ИНФОРМАТИКА
Слайд 1 (название)
- У нас, у взрослых людей, конечно же, есть секреты от своих детей. В современном мире очень много информации мы храним в личных компьютерах. Как же сделать так, чтобы маленькие «почемучки» не нашли эту информацию в компьютере. Для этого я предлагаю создать скрытую папку.
(Делаю папку на ноутбуке)
Слайд (секрет)
- Теперь мы можем хранить на компьютере личную информацию, не опасаясь, что её кто прочтёт.
-Таким образом, я надеюсь, что для нас не осталось неинтересных школьных предметов. Наши дети с удовольствием будут посещать химию, физику, информатику, русский язык, математику, потому что мир открытий чудесен и разнообразен. И может быть, именно нашим детям предстоит опровергнуть все законы физики, как когда-то это сделал барон Мюнхгаузен. Именно его словами я хочу закончить свой мастер-класс.
Слайд 11 (видео)
Мастер - класс "Пуськи бятые или такой знакомый и незнакомый
русский язык"
Слайд 1 (название мастер-класса)
- Внимание экран. Говорят дети.
Слайд 2 (видео с мальчиком из телепередачи "Устами младенца")
- Как порой тяжело понимать нам наших детей! Каждое слово в их детском сознании – это целое открытие. Но и их детский язык год от года перестаёт нас удивлять своими новыми словами.
Слайд 3 (слово Люстрить)
- На слайде слова, которые часто говорят наши дети. Попробуйте разгадать их значения.
ЛЮСТРИТЬ (Это слово является однокоренным со словом люстра, люстра излучает свет, значит это слово – светить)
Слайд 4 (слово Человечник)
ЧЕЛОВЕЧНИК (Это слово является однокоренным со словом человек. Суффикс –ник- обозначает скопление, н-р, скворечник. Значит, это слово означает скопление людей – дом)
Слайд 5 (слово Пинальный)
ПИНАЛЬНЫЙ (МЯЧ) (Это мяч, который толкают ногами)
- При помощи приставки, суффикса, мы с вами можем понять значение слова. Но в этих словах нам был понятен и корень. Дети образовывали их по уже существующим моделям словообразования.
- Давайте попробуем разгадать смысл предложения, в котором не будем знать его лексического значения слова, а будем опираться только на состав слова.
- Перед вами предложение русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.
Слайд 6 (предложение)
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (Л.В.Щерба)
- Попробуйте догадаться о значении этого предложения.
- С кем происходит действие? (С куздра)
- Какого рода эта куздра? (Женского)
- Как вы догадались? (Окончание –а)
- Найдите прилагательное, которое относится к этому существительному. (Глокая)
- На кого направляет свои действия куздра? (На бокру и бокрёнка)
- Кем по отношению друг к другу являются эти существа? (Мама и ребёнок)
- Как догадались? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –ёнк-, также телёнок, жеребёнок)
- Найдите глаголы (Будланула и курдячит)
- В каком времени стоят эти глаголы? (В прошедшем – суффикс –л- и настоящем – окончание –ит)
- Какой частью речи является слово штеко? (Наречие)
- Почему? (Отвечает на вопрос как?)
- А теперь мы с вами попробуем пересказать сказку знаменитой детской писательницы Людмилы Петрушевской.
Слайд 7 (текст сказки)
(Читаю сказку)
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калуша, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Л.Петрушевская)
- Давайте каждый из вас попробует нарисовать свой фрагмент сказки. Нарисуйте то, что вы представили.
(На столах лежат листы для рисования, фломастеры, карточки с фрагментами сказки)
- Покажите, что у вас получилось.
(Вывешиваю иллюстрации в правильном порядке)
- Как вы догадались, что надо рисовать?
(Главная героиня сказки Калуша – мама, у неё есть калушата.
Глаголы стоят в рошедшем времени, т.к. есть суффикс –л-. Калуша гуляла по опушке, т.к. эти слова созвучны. Бутявочка – это букашечка, слова созвучны. Присяпали (прибежали) – завершение действие, приставка при-. Волит – вопит, кричит. Некузявая – несъедобная. Вздребезнулась – встрепенулась. Подудонились – расплакались. Дюбые – добрые. Зюмо-зюмо – очень-очень.)
- Не правда ли, странно: текст, не имеющий ни одного знакомого слова (кроме служебных частей речи: предлогов, союзов и частиц), тем не менее поддаётся определённому, смысловому анализу. Содержание этой сказки можно даже иллюстрировать.
Почему же это происходит?
Секрет в том, что текст построен по законам русского языка и состоит из предложений, между которыми существует грамматическая связь. Каждое предложение тоже построено в соответствии с требованиями русской грамматики, а потому мы можем провести синтаксический анализ любого предложения. Например, выделить члены предложения: Калушата присяпали и бутявку стрямкали. Каждое предложение состоит из слов, которые тоже созданы по законам русского языка. В них выделяются хорошо знакомые нам приставки, суффиксы, окончания.
- Именно грамматическое значение слова помогло нам не ошибиться в толковании сказки Л.Петрушевской.
- Не только мы, но и режиссёры поняли задумку автора и создали мультфильм.
Слайд 8 (мультфильм «Пуськи бятые»)
- Мы убедились, что были во всём правы.
Слайд 9 (иллюстрация Алисы)
- Оказывается, этот секрет был доступен писателям ещё задолго до нас. Так, Льюис Кэролл в своём произведении «Алис в стране чудес использует особый язык, с которым мы сейчас познакомимся.
Слайд 10 (отрывок из мультфильма)
- В отрывке из мультфильма использован перевод Дарьи Орловской, но есть ещё и перевод Бориса Заходера. В его исполнении текст Л.Кэролла звучит следующим образом:
Сверклось...Скойкие сюды
Волчились у развел,
Дрожжали в лужасе грозды,
И крюх засвиревел.
- Для начала вполне достаточно, - перебил её Шалтай-Болтай. – Тут и так полно трудных слов. «Сверклось» - значит, что уже рассвело, скоро обед, но в тоже время уже немного смеркалось.
- Понятно, - сказала Алиса. – А что значит «скойкие»?
- Ну, это просто. «Скойкие» - значит, «бойкие и скользкие». «Бойкие» - это всё равно что «стойкие». Понимаешь, это как вешалка в прихожей: на одно слово повесили сразу два смысла.
- Так и мы в нашем мастер-классе увидели, что на каждом слове как на вешалке висит сразу 2 смысла. Это лексическое значение и грамматическое.
- Именно благодаря грамматическому значению, которое складывается из приставки, суффикса, окончания вы научились понимать слова, не имеющие значения лексического.
- На прощание давайте напишем на языке Алисы пожелания нашему жюри. Алиса соединяла начало и конец двух слов и получала новое.
Слайд 11 (пример образования слова)
- Например, «скойкие» - значит, «скользкие и бойкие».
- У вас на столах лежат листочки. запишите на языке Алисы свои пожелания.
здоровья + счастья = здоротья
удачи + процветания = удатания
успеха + везения = успения
радости + благополучия = радолучия
любви + веры = любры
долголетия + добра = долгобра
- Запишите пожелание на доске. Уважаемое жюри, что вам пожелали?
- Я присоединяюсь к вашим пожеланиям и думаю, что путешествие в такой знакомый и незнакомый мир русского языка у вас будет продолжаться.